Frequently Asked Questions

Вопросы

 

Ответы

Что такое сведение и мастеринг?
Сведение и мастеринг выполняются специалистами. Они работают над заключительным этапом «изготовления песни». На этой стадии музыкальный материал доводится до стандартного вида, который и принимают радиостанции, клубы и концертные площадки. В отечественной музыкальной индустрии по причине ограниченности бюджета, как правило, редкая запись делается от начала до конца специально приглашенным саундпродюсером.
На студии слышен звук высокого качества, но при проигрывании диска в домашних условиях первоначальное качество звучания резко снижается. Естественно, от такой перемены складывается впечатление, что на студии вас обманули. На самом деле музыкальный материал просто не прошел последней стадии звукозаписи — мастеринга, который технически представляет собой сужение динамического диапазона частот, то есть разницы между самым громким и самым тихим звуками.
На стадии мастеринга с помощью компрессоров, лимитеров и другого программно-технического обеспечения достигается нужное качество звучания всех кусков композиции, несмотря на манеру исполнителя (шептание, возгласы, речитатив или др.). Только после этого музыка будет звучать одинаково красиво на любом проигрывателе и для ее прослушивания не надо будет настраивать специальный режим и изменять уровень громкости. Именно в таком виде запись можно тиражировать, а также нести в организации, работающие с готовыми материалами. Многие студии работают, что называется, «под ключ», когда в работу над альбомом входят все вышеперечисленные процессы. Если эта студия не принадлежит продюсеру, то она вряд ли сможет качественно выполнить всю работу по созданию альбома. Это связано с тем, что в данной области все оборудование и все специалисты имеют очень узкую направленность. К примеру, аранжировщик не может блестяще выполнить звукорежиссуру, а сведение и мастеринг вообще очень специфичны по своей природе, и многие любительские и полупрофессиональные студии зачастую не имеют оборудования для выполнения этих сложных процессов. С другой стороны, иногда в композиции так тщательно выполнена аранжировка и звукорежиссура, что отсутствие мастеринга незаметно для работников радио, клубов, то есть всех тех, кто ставит готовую музыку.
Мы рассмотрели все этапы звукозаписи. Это советы только для начинающих
Желаем Вам терпения и упорства в достижении своей цели!

В каком формате нужно приносить аранжировку для сведения?
Если Вашу аранжировку делали не у нас в студии нам нужно предоставить файлы учитывая принятые стандарты.

• Wav, Aiff 24 bit 44(48,96) khz.
• Перед тем как производить Bounce каждого трека, необходимо отключить все плагины и эфекты (в том числе и мастер секция). Уровни трэков не должны превышать отметку -3дб
•Секцию Drums при возможности разложить на инструменты.
•Файлы должны иметь синхронную отправную точку (Start)
•К файлам нужно прилагать txt документ. В нем нужно указать bpm проекта с замечаниями и пожеланиями.
•Общий микс аранжировщика должен быть, для демонстрации и примера по балансу инструментов для звукорежиссера студии.

Что такое студийная запись?
Работа артистов в студии требует большого напряжения как от них самих, так и от продюсера, который контролирует процесс звукозаписи на всех этапах. Естественно, перед тем как отправляться на студию, артисты должны по возможности отрепетировать весь материал. Если все участники группы являются солистами, то особенно важно четко распределить партии. Также до прихода в студию нужно попытаться творчески подойти к вопросу исполнения. Тут нужно учитывать, что работа в студии помимо творческих мыслительных процессов сама по себе занимает очень много времени. Не факт, что всё получится идеально с первого раза. За этим будет следить саунд-продюсер, и, возможно, потребуется не один дубль, чтобы привести работу к желаемому результату.

Чтобы добиться определенной специфики исполнения от артистов, продюсер часто прибегает к услугам педагога по вокалу, он работает не только над постановкой голоса, но и участвует в репетициях с конкретным музыкальным материалом.
Первая запись в студии — это определенный психологический барьер для любого артиста, несмотря на опыт выступлений на сцене, пение и хоре и т. д. Все дело в том, что когда человек записывается в студии,
он слышит в наушники свой голос таким, каким его слышат окружающие, а не таким, каким он привык сам себя слышать. Почти всех это сбивает с толку. А студийное время идет.
Когда в студии все готово к записи, продюсер занимает место в аппаратной за пультом вместе со звукоинженером. Независимо от того, пишется ли все сразу на две дорожки или на многодорожечный магнитофон, будет ли играть один или несколько инструментов, последнему необходимо произвести техническую настройку. Только по ее окончании продюсер может обратиться к звукоинженеру со своими вопросами и комментариями. Следует помнить, что чем больше компрессии, эквалайзеров и прочих видов обработки — тем дальше звук от оригинала. Поэтому продюсер определяет необходимость той или иной обработки, с точки зрения потребителя, его восприятия, так как это, в конечном счете, повлияет на продажу альбома.
Продюсер и инженер должны хорошо понимать друг друга.Первый несет ответственность за выбор того или иного звука, но второй решает, как его достичь. «Продюсер не должен говорить инженеру: «Подними 10 кГц на тарелке ride». Вместо этого он должен говорить: «Сделай тарелку ride немного ярче». Технические советы звукоинженеру, касающиеся размещения микрофонов, эквализации, компрессии и т. п., даются только в крайнем случае, когда в ответ на дипломатично сделанные предложения не последовало адекватной реакции»1. В то же время от инженера могут поступать самые разные предложения. Продюсер должен прислушиваться к ним, но не поддаваться сиюминутному давлению, отступая от намеченного плана.
Кто может остановить песню, если при записи возникают ошибки? За основу признан следующий порядок. Если действительно была взята неверная нота, или солист вступил не вовремя, песня может быть остановлена руководителем или любым исполнителем. «Если ошибка небольшая, музыканты продолжают играть, и дело продюсера — решить, можно ли будет исправить ошибку при микшировании или другим путем, или нужно остановить запись»2. Инженеру разрешается останавливать запись по чисто техническим проблемам, но никогда по причине артистического характера.
Одно из самых трудных решений, которые должен принять продюсер, — это момент, когда работу можно считать законченной.

Что такое звукорежиссура?
Результатом взаимодействия звукорежиссера и продюсера будет запись определенного качества. Продюсеру-организатору совсем не нужно разбираться во всех деталях этого искусства. Тем не менее, чтобы донести до звукорежиссера то, что он хочет получить в итоге, он должен оперировать профессиональными терминами. Поэтому рассмотрим этот вопрос немного подробнее.
Звукорежиссура — это работа со звуком, а звукорежиссер — это человек, обладающий очень тонким слухом. Как известно, каждый звук насыщен множеством обертонов, которые определяют окраску, тембр звучания. Каждый инструмент имеет определенный набор частот, которые воспринимаются человеческим ухом. Определенный спектр этих частот делает звучание того или иного инструмента жестким или мягким, тонким или глухим. Например, можно добиться от инструмента металлического или какого-либо другого характера звучания. Все это делает мелодию приятной для человеческого уха, что является определяющим для хита. Многие звукоинженеры, работающие в студии, к сожалению, просто никогда не попадали в ситуацию «живого» микширования, и продюсер должен заранее выбрать опытного специалиста.

Что такое 5.1-канальный Dolby Digital?
Звук Dolby Digital по желанию производителя может быть записан в пяти отдельных полночастотных каналах — левый, правый, центральный, правый канал эффектов, левый канал эффектов. Кроме этого есть дополнительный канал мощных низкочастотных эффектов (LFE, low-frequency effects) которые более ощущаются нежели слушаются. Так как этот канал имеет в десятеро более узкую полосу пропускания, канал LFE называют .1 (или иногда неправильно называют каналом сабвуфера).

Чем Dolby Digital 5.1 отличается от Dolby Surround?
Для получения более реалистичного воспроизведения окружающих звуковых эффектов Dolby Digital обеспечивает 2 канала эффектов (surround) вместо одного в Dolby Surround. Эти каналы теперь покрывают весь слышимый диапазон (20Гц-20кГц), в то время как Dolby Surround ограничивался 100Гц-7кГц.
Кроме того, раздельно записанные каналы обеспечивают более отчетливое позиционирование звуковых источников в 3D-пространстве, а канал LFE позволяет вопроизводить низкочастотные эффекты ошеломляющего действия (с в два раза большей громкостью чем другие каналы)

Звукорежиссура в кино
С вашим звуком к фильму может возникнуть множество сложностей. Звук на самом деле столь же важен, что и изображение, однако, почти всегда ему придается намного меньше внимания.
Также со звуком трудно иметь дело, потому что вы не видите его, и большинство людей не понимают языка аудиоэкспертов, которых готовят к работе со звуком.
Важной вещью, которую вы должны усвоить и постоянно держать в уме, что для того, чтобы продать фильм, у вас должно быть чистое, четкое и естественное звучание, также разные элементы вашего звука должны быть разделены на отдельные треки (звуковые дорожки), при этом их нужно правильно синхронизировать.
• На первой дорожке должны быть записаны непосредственно диалоги, с минимумом звуковых эффектов и шумов, насколько это возможно. И абсолютно никакой музыки.
• Звуковые эффекты будут на второй дорожке, без диалогов и музыки, за исключением фоновых голосов, которые не относятся к истории.
• Вся музыка, включая случайную музыку на улице или услышанную по телевизору, по радиоприемнику, должна быть полностью перенесена на третью дорожку.
Причиной тому является то, что для проката фильма во многих зарубежных странах диалоги необходимо дублировать на местный язык. В некоторых случаях необходимо использовать разную музыку, если лицензирование или местная восприимчивость требуют этого.
Если вы не будете следовать этим правилам, скорее всего вы не сможете продать свой фильм. Это не так трудно, если вы запланируете все наперед и будете пользоваться компьютерными системами нелинейного монтажа, поддерживающими многопоточный звук.

Звуковое оформление в кино

Звук в кинофильмах состоит из диалогов, музыки и звуковых эффектов. Наиболее важная вещь, которую необходимо усвоить любому начинающему кинематографисту, это то, что 90% фильма — это звук. Картинка гораздо менее важна, чем звук. И вот почему:
Зритель может видеть каждый раз только на одну картинку. И в это же время зритель может слышать десятки отдельных звуков, разделять и воспринимать всю информацию… если все сделано правильно. Поэтому намного больше информации может быть передано режиссером именно через звук.
Задачей режиссера стоит передача аудитории максимально возможного объема информации. Слишком мало информации — и зритель заскучает. Например, если кадр присутствует на экране более 5 секунд, иногда это наскучивает. Средняя продолжительность между кадрами в фильмах для молодого поколения составляет 1,5 секунды, в то время как для старшего поколения — 3 секунды. Все потому, что глаз может обрабатывать всю информацию в кадре за 3 секунды у взрослых людей и за 1,5 секунды у молодежи. Поэтому, если вы захотите сделать кадр длиннее 5 секунд, то вам нужно найти способ передать аудитории больше информации.
Когда фильм поступает к дистрибьюторам (в первую очередь для международного распространения), звук должен быть разделен на 3 дорожки. Диалоги, музыка и звуковые эффекты в финальной версии должны идти отдельно. Но когда вы монтируете фильм, необходимо смотреть на весь звук в целом. Когда вы занимаетесь звуком, нельзя игнорировать диалоги или музыку. Они связаны воедино. Они работают вместе.
Вот что вам еще нужно знать:
1. Звуковые эффекты делают сцену реалистичной
2. Музыка создает настроение сцены
3. Звук и музыка создают непрерывность развития фильма.
Когда вы склеиваете два кадра, у вас всегда появляется разрыв. Если звук продолжается в прежнем ключе, непрерывность сохраняется.
Звуковые эффекты,окружение,служебные звуки.
Существуют различные типы звуковых эффектов.
1) Окружающий звук = Фоновый звук = Атмосфера
Это звук в фоновом режиме. Разделяется на 2 составляющие:
• Первая составляющая — комнатный звук. Это фоновые шумы на сцене. Когда вы удаляете диалоги или ненужные звуки (например, фраза режиссера «Снято!»), необходимо добавить этот фоновый шум.
• Когда сцена отредактирована, добавляется фоновый звук, записанный на локации. Например, если работаете над сценой с тремя людьми в кафетерии, вам нужно сходить в кафе и записать фоновые звуки реального кафетерия, которые затем можно добавить в фильм. Эти звуки напрямую с визуальным рядом не синхронизированы, но передают зрителям окружающую обстановку: например, лесные звуки, жужжание флюоресцентных ламп, или интерьер автомашины.
Во многих фильмах отсутствует фоновый звук. Когда вы посмотрите «Звуки музыки», Мария поет на вершине холма на зеленом лугу, и там нет фонового звука. Сцена выглядит, будто она поет в стерильной звуконепроницаемой комнате… как, собственно, и было. Если вы возьмете тот же самый трек и добавите звуки с весеннего луга, зрители услышат и песню, и шумы в отдельности… и общая сцена будет выглядеть более реалистично и захватывающе. С отсутствием фонового шума вы ограничиваете информацию, которую даете зрителю.
2) Служебные звуки (walla).
Задумывались ли вы о том, что бормочут люди в фоновом режиме? Walla — это неразличимые голоса бормочущих людей на заднем плане, когда они говорят неотчетливо, и ни слов, ни языка распознать нельзя. Выглядит немного по-дурацки записывать бормотанье людей, однако, в сценах с толпой это незаменимая вещь. Больше всего раздражает, если не получится найти хорошую библиотеку звуков с голосами людей.
3) Заранее записанные звуковые эффекты
Касательно музыки — использовать заранее записанную музыку считается дурным тоном. Но для звуковых эффектов самый быстрый и простой способ найти нужные эффекты — поискать в библиотеках звуковых эффектов.
4) Полевые записи звуковых эффектов
В конце концов, именно отсюда берутся ключевые звуковые эффекты в фильмах. Записать чистый хороший звук со съемочной площадки — непростая задача.

Звуковые эффекты и их роль
Звуковые эффекты, наряду с музыкой и диалогами, играют большую роль в создании реализма в фильме. Попробуйте выключить звук во время просмотра кино и вы поймете, о чем идет речь.
Лучшие звуковые эффекты часто очень тонкие, проницательные, например, скрежет при ходьбе по гравию или звон ключей в замке. Такие вещи оказывают огромное воздействие на реализм в кино.
Звуковые эффекты не нужно записывать во время съемок. Ведь ваш фильм может распространяться за рубеж, и голоса могут дублироваться, поэтому вам необходимо записывать звуковые эффекты отдельно. Постарайтесь добиться чистого звука диалогов без фоновых шумов во время съемки.
Звуковые эффекты всегда нужно добавлять уже в пост-производственный период. Реальный звук, записанный вами на локации, никогда не будет звучать так же реалистично, как хороший звуковой эффект, записанный с помощью профессионального оборудования и скорректированный до максимального результата. Реальные выстрелы из ружья звучат как хлопок по сравнению с тем артобстрелом, что мы слышим в кинотеатре.
Хорошие звуковые эффекты также влияют на стоимость кинопроизводства. Если вы не в состоянии позволить себе снять автомобильную аварию, то вы можете попробовать снять реакцию актера на автокатастрофу, чтобы зритель услышал записанный звук аварии (также тщательно скорректированный). Затем добавьте кадр с одним катящимся с утеса колесом, и вы добились нужного эффекта.
Основным источником эффектов для кинопроизводства являются стоковые библиотеки, продающие записи на дисках или по интернету. Огромное количество звуков с выстрелами и сливом воды в туалете, шумов пролетающего над вами самолета доступны на соответствующих ресурсах. Почти каждый стандартный звук, который вам может понадобиться, имеется в свободном доступе или доступен за небольшую плату.
Остальные звуковые эффекты необходимо записать после того, как фильм смонтирован. Возьмите самый лучший микрофон и рекордер, который вы можете взять, одолжить или украсть, а также хорошие наушники. Остронаправленный микрофон, например, пушка («shotgun»), подойдет лучше всего. Поэкспериментируйте, удаляя и приближая источник звука от микрофона. Ближе, как правило, лучше.
Хотите добиться необычного и оригинального звука? Просто запишите любой стук, скрип, удар, падение объекта, либо другую манипуляцию. И измените скорость записи. Вскоре вы получите особый чужеродный звук.
Джек Фоли и его звуковые эффекты
В западной терминологии имеется термин «фоли» (foley), означающий процесс живой записи звуковых эффектов, которые будут добавлены в постпроизводственный период для улучшения качества звука для фильмов, телевидения, а также для радио и компьютерных игр. Специалист по записи шумовых эффектов, применяющихся для кино, — это шумовик (footsteps editor, или foley artist). Термин «фоли» также применим для определения специальных звукозаписывающих студий, где проходит эта озвучка.
Этот процесс назван в честь его создателя, легендарного Джека Фоли (Jack Foley) из Universal. Т.к. виртуально все шаги заменяются, этап фоли обычно включает в себя работу в нескольких минизонах с различной поверхностью, например, с травой, бетоном, гравием, по которым шумовик будет ходить, при этом глядя на одного или нескольких актеров на экране.
Шорох одежды и движение реквизита, вероятно, будут записаны тут. Даже поцелуи проходят этап фоли. Озвучка парной сцены секса, скорее всего, создана шумовиком с помощью запястья. Фоли гибче, чем библиотеки звуковых эффектов, т.к. любой звук требует попадания в такт: например, шаги актера трудно воспроизвести в записи.

Звукозапись в кино
Наиболее реалистичные звуковые эффекты — это те, которые происходят из оригинальных источников; самый близкий к пулеметному огню звук — это запись реальной стрельбы из пулеметов. Менее реалистичные звуки — это те, которые синтезированы цифровым способом или сэмплированы и секвенцированы (одна и та же запись воспроизводится несколько раз с помощью секвенцера). Когда режиссер или контент-мейкер требует высокоточных, достоверных звуковых эффектов, аудио-редактор обычно должен дополнить имеющуюся у него библиотеку новыми звуковыми эффектами, записанными на месте.
Если требуется спецэффект некрупного плана — к примеру, звук ножниц, рвущейся ткани или шагов — то лучше всего записывать такой эффект в студии, в контролируемой обстановке. Такие мелкие звуки обычно передоверяются актеру-шумовику и профессиональному редактору. Но многие звуковые эффекты в студии записать нельзя — например, взрывы, оружейные выстрелы, или маневры автомобилей или самолетов. Эти эффекты должен записывать редактор по спецэффектам или профессиональный звукооператор, имеющий опыт в этой области.
Когда требуются такие «крупные» звуки, звукооператор должен связаться с профессионалами или техниками — таким же образом, как режиссер собирает команду; если звукооператору нужен взрыв, он может созвониться с фирмой по сносу зданий и узнать, не планируется ли в ближайшее время снос каких-либо домов с применением взрывчатых веществ. Если звукооператору нужен пушечный залп, он может связаться с участниками исторических реконструкций сражений или с любителями оружия. Чаще всего люди приходят в восторг от возможности поучаствовать в чем-то, что будет использовано для фильма, и помогают с удовольствием.
В зависимости от типа эффекта, звукооператоры могут использовать несколько цифровых аудиокассет (DAT), жесткий диск, или записывающую аппаратуру Nagra, плюс большое количество микрофонов. Во время записи пушечного и мушкетного огня для фильма 2003 года The Alamo, созданного Джоном Джонсоном и Чарльзом Мейнсом (Jon Johnson and Charles Maynes), были задействованы два или три DAT-магнитофона. Один из них стоял непосредственно возле пушки, чтобы записывать сам процесс стрельбы. Другой располагался в нескольких метрах от нее, ниже траектории полета ядра, чтобы записать звук пролетающих мимо ядер. Когда команда записывала мушкетный огонь, целый набор микрофонов был расположен поблизости от цели (в данном случае — туши свиньи), чтобы записать звуки ударов пуль о препятствие.
Противоположный пример: типичный способ записи движения автомобиля. В записи звуков «на борту» машины (в том числе внутри нее), обычно участвуют три микрофона. Два из них напрямую записывают звук движка: один прикреплен внутри капота, рядом с двигателем. Второй микрофон прикрывается ветровым стеклом и плотно прикрепляется к заднему бамперу, на расстоянии около дюйма от выхлопной трубы. Третий микрофон, зачастую работающий в режиме стерео, позиционируется внутри машины для записи интерьерных звуков.
Располагая одновременно всеми этими звуками, саунд-дизайнер или звукорежиссер получает достаточно материала для озвучивания машины так, как он считает нужным. Если звук должен быть более зловещим, низким, то он может усилить звук от заднего микрофона, находящегося рядом с выхлопной трубой; если ему нужно впечатление, что машина несется на полной скорости, то основное место отводится звукам двигателя, а внутренние панорамы будут приглушены. В мультфильмах, треск двигателя вполне может обозначаться стуком карандаша по стиральной доске. На сегодняшний день, самым первым записанным звуковым эффектом считается бой часов Big Ben в 10:30, 10:45, и 11:00. Этот бой был записан на медный вощеный цилиндр техниками в лондонском Edison House. И произошло это 16 июля 1890 г. Сейчас эта запись — всеобщее достояние.

Эффектов
Как показывает пример с машиной, возможность сделать много синхронных записей одного и того же объекта — с помощью нескольких DAT или многодорожечных магнитофонов — превратила запись звука в сложное искусство. Аудио-редактор или саунд-дизайнер могут придать звуковому эффекту ту или иную форму, и не только ради реализма, но и ради эмоционального эффекта.
Когда звуки записаны, или «сняты», они обычно загружаются в компьютер, интегрированный с нелинейной системой редактирования аудио. Это позволяет аудио-редактору или саунд-дизайнеру гибко управлять звуком, подгоняя его под свои потребности.
Наиболее часто используемый инструмент для звукового дизайна — это применение наслоения для создания нового, интересного звука из двух или трех старых, среднего уровня. К примеру, звук удара пули о свиную тушу можно смикшировать со звуком удара по дыне, чтобы добавить эффекту «липкости», «кровавости». Если эффект представлен крупным планом, то дизайнер может также добавить «смягчение удара» из своей библиотеки. Для смягчения можно использовать просто звук молотка, стучащего по твердой древесине, обработанного так, что будут слышны только самые низкие частоты. Низкие частоты придадут дополнительный вес совместному звучанию этих трех звуков, так что зрители реально «прочувствуют» вес пули, пронзающей тело жертвы.
Если жертвой будет злодей, и его смерть — это кульминационный момент, то саунд-дизайнер может добавить к удару реверберацию, чтобы подчеркнуть драматичность ситуации. А затем, когда жертва падает в замедленном темпе, аудио-редактор может добавить свист щетки, движущейся возле микрофона, понизив высоту звука и растянув его во времени, чтобы еще больше подчеркнуть его смерть. Если это научно-фантастический фильм, дизайнер может пропустить свист через фейзер, чтобы придать звуку еще большую неестественность. (Список многочисленных процессов, которые саунд-дизайнер может применить к звуковым эффектам, находится в конце этой статьи.)

ADR (Automated dialogue replacement, looping — «дублирование») — это постпроизводственный процесс переозвучивания оригинальных диалогов с целью получения более чистой и четкой звуковой дорожки с диалогами.
Диалоги, которые были записаны в производственный период с дефектами, нужно перезаписать c помощью процесса переозвучивания диалогов в автоматизированном режиме.
В озвучивании участвуют актеры, которые раз за разом пытаются синхронно с видеоизображением произнести свою речь. Озвучивание диалогов — довольно утомительный процесс. У одних актеров это получается намного лучше, чем у других.
Сперва актер несколько раз просматривает видео и слышит в наушниках оригинальный звук, который берет в качестве ориентира. Затем актер переозвучивает каждую фразу, стараясь совпасть также с движением губ. Актеры различаются по своей способности достичь синхронизации и сохранить эмоциональный тон диалогам. Тут необходим режиссер, который будет контролировать и направлять в процессе ADR.
ADR, как правило, считается необходимым злом, однако, есть моменты, где переозвучивание может использоваться не столько по техническим причинам, но и для улучшения актерского исполнения или интерпретации сцены, или даже изменения пары слов в сцене.
В процессе съемок каждой сцены необходимо стремиться получить максимально чистый звук диалогов в надежде, что некоторые из них не потребуют ADR