Cинхронные шумы (Foley).

f1-2

Само название этого вида шумов уже говорит об их главной особенности. Но их можно характеризовать и совсем иначе. Чаще всего к ним относят все шумы, имеющие единичное или повторяющееся, но отрывочное звучание.

Стук дверцы автомобиля, шаги человека, удары волн о набережную, стук молотка и т.д. Но при этом зритель обязательно видит источник звука.

Фоновые шумы. Этим термином обычно именуют звуки, имеющие непрерывное или продолжительное звучание без отчетливо выраженных всплесков. Если даже при наличии источника в кадре оказывается невозможно связать звук с конкретным действием этого источника, то такие шумы тоже относят к разряду фоновых. Проще говоря, синхронные шумы — это свидетельство того, что на экране сама жизнь, настоящая, без прикрас. Так чаще всего трактует зритель происходящее действие, когда оно развивается только в сопровождении шумов.

Шумы в равной степени — элементы формы и содержания произведения, его драматургическая составляющая. Шумы в кинематографии способны выполнять различные функции, с их помощью решаются самые разнообразные художественные задачи.

Выделяют следующие функции:

1. Создание реальной звуковой атмосферы. Когда мы видим на экране говорящего человека и слышим синхронно произносимые им слова, то мы говорим, что это — прямой синхрон. Нечто подобное подразумевается и в данном случае: что видим, то и слышим.

2. Создание звукового образа. Эта функциональная задача принципиально сложней первой. Шумы в этом случае должны не просто соответствовать характеру изобразительного материала, а еще впитать в себя выражение чего-то дополнительного, большего, чем отражение состояния природы, окружающей среды или источника звука.

3. Функция создания определенного настроения. Шумы способны не только передавать реалистичность состояния действия в кадре, но и вводить зрителя в эмоциональное переживание и даже сопереживание с героем или собственным авторским размышлением.

4. Драматургическая функция шумов. В мистических фильмах и фильмах ужасов многократно использовались различные звуки, которые задавали и определяли поступки всех персонажей произведения.

5. Функция символизации события. Перед любым режиссером стоит задача – подчеркнуть то или иное ключевое событие в фильме. Выполнить поставленную задачу призваны шумы. При помощи них автор подчеркивает различные события, происходящие на экране. Шумы — не придаток звуковых фонограмм, не затычка для звуковых дыр и провалов, а богатое самостоятельное выразительное средство. Нужно только творчески и умело им пользоваться. Иногда шумы и звуки нужно выдумывать, конструировать и сочинять, как сочиняют настоящую музыку.

Специалисты выделяют еще несколько звуковых эффектов: пауза и интершум. Как ни странно, пауза — это тоже звук, это — записанная через микрофон тишина. Такой звуковой эффект применяется в фильмах с целью выделить какую-либо деталь, или момент. Интершум — шум, записанный во время видеосъемки одновременно с изображением. Чаще всего такой вид звука применяется звукорежиссерами для того, чтобы передать подлинную атмосферу, в которой находится персонаж.